http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink

Завершилась итоговая сессия X Международного культурного форума

12 сентября, Санкт-Петербург, X Санкт-Петербургский международный форум объединенных культур. На площадке X Санкт-Петербургского международного форума объединенных культур прошла панельная дискуссия «Искусственный интеллект в культуре и национальный суверенитет».


Модератором сессии выступил генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов. Спикеры обсуждали внедрение искусственного интеллекта в культуре, развитие ИТ, роль человека при использовании ИИ.

 

Участие в дискуссии приняли специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству, художественный руководитель Театра Мюзикла в Москве Михаил Швыдкой, генеральный директор «Первого канала» Константин Эрнст, народная артистка РФ, политический и общественный деятель Надежда Бабкина, заместитель начальника Управления Президента РФ по общественным проектам Александр Журавский, генеральный директор АНО «ИРИ» Алексей Гореславский, президент Диаспоры Камеруна в России, член Президиума Союза Африканских диаспор в России Луис Гоуенд, художественный руководитель культурного центра «Сириус» Ханс-Йоахим Фрай, предпринимательница, президент группы компаний Cognitive Technologies Ольга Ускова, генеральный директор Национальной МедиаГруппы Светлана Баланова.

 

Перед началом сессии народная артистка РФ, политический и общественный деятель Надежда Бабкина исполнила песню «Родина моя» вместе с уникальным поющим роботом, демонстрируя синтез традиционного искусства и современных технологий. Песня создана в рамках проекта «В Россию верим» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

 

Эксперты дискуссии сошлись во мнении, что развитие искусственного интеллекта в культуре необходимо для технологического суверенитета, однако надо контролировать процесс, чтобы не навредить. Мышление ИИ зависит от обучающего набора данных и отражает специфику страны происхождения, разное понимание, что такое «хорошо», а что такое «плохо».

 

«Хотим мы этого, или нет, искусственный интеллект все равно будет иметь свое развитие. И, я полагаю, что искусственные интеллекты для этого и существуют, чтобы использовать его подсказки, темы, которые предлагаются, подобрать, как двигаться, как просвещаться. <…> Пробовать [применять ИИ] надо, если мы это не попробуем, не будем двигаться, и не примем, что это уже существует, то примут другие, и не в нашу пользу», — подчеркнула народная артистка РФ, политический и общественный деятель Надежда Бабкина.

 

Специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству, художественный руководитель Театра Мюзикла в Москве Михаил Швыдкой отметил, что развитие искусственного интеллекта порождает множество проблем не только в этике и юриспруденции, климате, но и культуре.

 

«Надо понимать, что развитие искусственного интеллекта порождает много проблем в этике, в юриспруденции, в климате. <…> Сам факт того, что искусственный интеллект сегодня используется в творчестве и является инструментом творчества, уже весьма серьезное явление. Потому мы думали, что искусственный интеллект будет внедряться там, где происходит рутинная человеческая деятельность. Но выяснилось, что он активно внедряется в те сферы, которые всегда были преференцией человека», — пояснил Швыдкой.

 

При этом ИИ заменить человека в культуре не сможет, несмотря на большие возможности. Так, генеральный директор «Первого канала» Константин Эрнст отметил, что технологии несут в себе большие перспективы и огромную опасность.

 

«Есть огромные перспективы и огромная опасность. Главное отличие интеллекта от  искусственного интеллекта в том, что мы не знаем механизмов, как работает голова. И мы не знаем, каким образом существуют алгоритмы талантов. Как люди пишут гениальную музыку или гениальную прозу. Мы не знаем, как можно научить компьютер тому, чего ты не знаешь. Поэтому мы находимся в той фазе, когда можно научить и сети сами себя учат очень конкретным вещам. <…> Во-первых, запретить науки невозможно. Она в той или иной форме в законной или незаконной прорвется. Наоборот надо контролировать процесс так, чтобы он не навредил», — отметил Константин Эрнст.

 

Генеральный директор АНО «ИРИ» Алексей Гореславский отметил, что внимание к искусственному интеллекту и оценка опасности, которая может от него исходить пока находится на бытовом уровне. Существующие технологии, по его мнению, сейчас находятся на начальном этапе, они безопасны, полезны, помогают ускорить какие-то процессы.

 

«Чего никогда не произойдет — юмор. Вот юмор я пока не видел ни одной системы искусственного интеллекта, которая могла бы сделать так, чтобы было смешно. Это делает сценарист, это делает тот человек, который пишет шутки. Это то самое, что человека по-прежнему отличает от искусственного интеллекта», — сказал Гореславский.


«Ключевым вопросом в нашей дискуссии была проблема примата традиционного рукотворного искусства и высоких технологий, преображающих концепцию производства и сохранения шедевров. Искусственный интеллект и сверхновые технологии создают самодостаточный и отдельный продукт или это всего лишь способ интерпретации и развития созданного человеком? Эксперты говорили о технологиях ИИ в контексте восстановления утраченных предметов культуры и искусства, об использовании алгоритмов ИИ в задачах диагностики разрушений и реставрации, об использовании созданных с помощью нейросети перфомансов и выставок как новом способе разговора с молодой аудиторией», высказалась модератор дискуссии «Сохранение культурного наследия и интеграция культурного кода с помощью технологий искусственного интеллекта», куратор VR/AR проектов «РИА Новости» Наталья Лосева.

 

Президент Диаспоры Камеруна в России, член Президиума Союза Африканских диаспор в России Луис Гоуенд подчеркнул, что Африка в культурном плане очень богата. Искусственный интеллект помогает это богатство сохранить и раскрыть. Например, технологии позволяют восстановить различные картины, помогают переводить тексты в национальный язык, сохранить африканскую музыку и  устные традиции. Цифровые художники используют программное обеспечение и цифровые инструменты для создания сложных узоров и дизайнов, вдохновленных африканскими мотивами.

 

«Для нас, африканцев, конечно, искусственный интеллект — это возможность это возможность догнать развитие, потому что у нас есть много проблем, которые связаны с развитием континента. <…> Но у нас есть проблемы, которые ограничивают использование искусственного интеллекта. В Африке живут 1,5 млрд человек, только 22% в среднем пользуются интернетом.  <…> Я вижу огромный потенциал именно в области сотрудничества с искусственным интеллектом», — отметил он.

 

X Санкт-Петербургский международный форум объединенных культур проходит с 11 по 14 сентября 2024 г. За годы существования Форум стал ключевым мероприятием в сфере культуры, площадкой содержательного и откровенного диалога по важнейшим вопросам мировой культурно-гуманитарной повестки. Основная тема Форума в 2024 году — «Культура XXI века: суверенитет или глобализм?». Архитектура деловой программы юбилейного Форума предусматривает мероприятия, посвященные председательству России в БРИКС и СНГ, многостороннюю дискуссию о перспективах международного культурного сотрудничества и деловые мероприятия региональной программы и 10 тематических секций: «Право на наследие в многополярном мире», «Искусственный интеллект в культуре и национальный суверенитет», «Культурное наследие: традиции и современность», «Деловая культура», «Медийная культура», «Кино», «Театр», «Музыкальная культура», «Цирк», «Музеи». Деловую повестку дополнит насыщенная культурная программа.


Организаторы Форума – Правительство Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Правительство Санкт-Петербурга. Генеральный партнер Форума – корпорация «ВЭБ.РФ». Генеральный информационный партнер и оператор Пресс-центра Форума – Информационное агентство России ТАСС.

 

Следите за новостями Форума на официальном сайте и в социальных сетях:

unitedcultures.ru

ВКонтакте

Телеграм