«Регионам нужно оказать поддержку»: ректор МАРХИ Дмитрий Швидковский – о том, как реализации архитектурных проектов поможет грантовый конкурс Президентского фонда культурных инициатив
Сегодня день рождения у президента Российской академии архитектуры и строительных наук, вице-президента Российской академии художеств, ректора легендарного МАРХИ – Московского архитектурного института, члена экспертного совета конкурсов Президентского фонда культурных инициатив Дмитрия Швидковского.
Дмитрий Олегович – автор около 400 работ по истории архитектуры на разных языках, в том числе 25 книг и ряда статей по истории русской и мировой архитектуры, в частности зодчеству России и Англии эпохи Просвещения. Мы предлагаем вам вновь вернуться к интервью с нашим экспертом (мы беседовали в сентябре прошлого года) и вспомнить о том, как он напутствовал участников самого первого грантового конкурса Президентского фонда культурных инициатив .
Ректор Московского архитектурного института (МАРХИ) Дмитрий Швидковский уверен: главным требованием, предъявляемым к авторам проектов на грантовый конкурс Президентского фонда культурных инициатив, должно стать их стремление изменять мир вокруг себя.
– Дмитрий Олегович, в МАРХИ
традиционно высокий конкурс в этом году, как и в прошлые. В конкурсе
Президентского фонда культурных инициатив он тоже серьезный. Но природа
творческой конкуренции здесь несколько иного рода, вы согласны?
– Аналогии с университетским конкурсом я не нахожу: университетские – более конкретные, предметные. А конкурс Президентского фонда культурных инициатив – это возможность заявить о своей творческой идее «с места», я бы это назвал «гласом народа».
– Важные идеи участников
конкурса эксперты постараются услышать? Какие проекты могут заинтересовать вас
как человека, который оценивает работы, поступившие в Фонд?
– Президент страны многократно
высказывался о создании комфортной городской среды. Этот вопрос в совокупности
с темой общего пространственного развития в России достоен стать темой
творческих проектов. Но каждая инициатива должна иметь философию: отражать
своеобразие нашего народа, людей, которые живут в стране, отражать российскую
идентичность. В отношении преобразования городов это особенно важно. Ведь
сохранить, в каких-то вопросах – спасти исторический облик России, запечатлеть
ее замечательный, прекрасный образ в мире – это принципиальная и сложная задача.
– Почему следовать этой
задаче так важно в регионах?
– Развитие в стране происходит
за счет инициативы с мест. И создание Фонда нам поможет решать самые серьезные
задачи современности в сфере культуры, в том числе в архитектурном,
градостроительном, урбанистическом направлениях.
– Дмитрий Олегович, как понять
по содержанию заявки, что творческий проект, поданный на грантовую поддержку,
готов к полномасштабной реализации?
– Реализация – самый сложный,
и, к сожалению, самый слабый в плане исполнения этап воплощения творческой идеи
в жизнь. Для того, чтобы получить грантовую поддержку, важно выполнить простое
условие: эксперты должны увидеть полезный эффект от проекта. Его способность
помочь конкретной территории и всей России в целом должна быть очевидна. Реализация
совокупности проектов, важных для страны, приведет к той картине, о которой
мечтаем все мы, и президент в том числе: Россия – великая, прекрасная, богатая.
Богатая своей духовностью, своей красотой и ресурсами, в том числе культурными.
Нужно придать импульс их использованию в полную мощность. И мы, эксперты,
работаем именно в этом направлении.
– У творческих проектов из
регионов высокие шансы победить?
– Если говорить об
архитектурных, урбанистических инициативах, то в Москве и в Петербурге с этим
все более-менее нормально. А вот в регионах действительно нужна поддержка.
Причем, не в столицах областей, краев и автономных округов, а в обычных
городах, без серьезного территориального статуса. И вот яркий пример – Ростов
Великий. Вижу цель в том, чтобы восстановить тысячелетней престиж наших
поселений, жизни в целом, наших людей. Это все возможно, главное – не дотянуть
до критического момента, слаженно и быстро действовать, но не забывать, что
делать это нужно в абсолютно реальной плоскости. Если это удастся понять
участникам творческих конкурсов, то такой проект обречен на реализацию.
– Дмитрий Олегович, знаю, что
вы, несмотря на сверхзанятость, изъявили желание быть экспертом конкурса. Не
членом Экспертного совета, а именно экспертом: то есть лично просматривать и
оценивать заявки, писать на них рецензии, резюмировать выводы по каждому из
проектов… Вам уже удалось что-то просмотреть, что называется, с пристрастием?
– Я не должен это озвучивать,
но логично, что оценивать я буду проекты, которые имеют отношение к архитектуре
прежде всего. Скажу без отсылки к конкретным заявкам: часть идей связаны с
сохранением всемирного наследия, часть – с именами-легендами в сфере
архитектуры. Например, с деятельностью Николая Александровича Львова, одного из
самых ярких и разносторонних представителей Русского Просвещения: архитектора, строителя,
конструктора, поэта, музыканта, и вообще гениального человека, воистину Леонардо
Да Винчи восемнадцатого века. Речь идет, как вы понимаете, о проекте из Торжка.
Из Ростова Великого сложно не подавать заявку: ведь там сохранились
изумительные фрески, превосходящие те, что есть в Италии этого же времени. Мы
должны сделать их достоянием всего человечества. И я буду этому всячески
содействовать как эксперт.
– Открывая заявку, вы ощущаете,
«прочитываете» за ней команду, которая ее создавала?
– Конечно, ведь зачастую это
общая деятельность. Большая часть проектов, что я видел, и, надеюсь, вскоре
увижу воплотившимися, создаются с искренним чувством – это очень важно. И
инструментов для того, чтобы о них узнали, с каждым годом становится все
больше: мы стараемся активно помогать талантливым студентам Московского
архитектурного института, есть множество конкурсов – от Минстроя, а теперь еще
и в рамках Президентского фонда культурных инициатив. У меня лично на него
огромные профессиональные надежды, ведь при поддержке президента я создавал
важные вещи, решал серьезные проблемы. Надеюсь, это продолжится.
– Почему так важно участие
государства в значимых проектах, особенно в сфере обустройства городов?
– Архитекторы и урбанисты современной России
надеются на государственную власть, прежде всего на высшую. Это ведь
историческая надежда: и в эпоху Петра Великого, и Екатерины Второй, и
Александра III, и при
Юрии Долгоруком вся инициатива по пространственному развитию России исходила от
верховной власти. Иначе быть просто не может и в случае с конкурсом Фонда: он
имеет совершенно особый статус – президентского, а значит, на него закономерно
возлагается много надежд. Главное, чтобы получилось быть максимально
объективными, исходить из реальной ситуации в том или ином регионе, из
проектов, которые мы получили на оценку.
– А какие ошибки чаще всего
допускают авторы заявок? Вопрос «на вырост». В следующих конкурсах у многих
ведь будет возможность исправиться…
– К сожалению, не все проектные
предложения экономически обоснованные. Это ошибки в финансовой арифметике. И к
этому внимательно должны относиться и эксперты, и те, кто подает заявки. Хочется
повысить и уровень проектов. Я говорю сейчас обо всех конкурсах, и по линии
Минстроя в том числе. Очень небольшое количество проектов отвечает тем
критериям, которые обычно выдвигаются в таких вот творческих «состязаниях». Но
для этого и нужна экспертиза: показать, что и как нужно делать, куда двигаться
тем, кто не прошел конкурсный отбор. Выполнять все оценочные действия могут
только эксперты высшего уровня разных профессий. И нам нужно понимать цель:
направить, поддержать конкурсантов. Нам должны в этом вопросе довериться. Это
очень важная и серьезная задача, и мы, эксперты, готовы работать, поддерживая
такие разумные президентские инициативы.
– А если в этом году участники пропустили конкурс, не подали заявку? Или не смогут получить грантовую поддержку? Как им поступить, нужно ли делать еще одну попытку?
– Разумеется, нужно обращаться
в следующий конкурс со своим проектом. Грант от президента получат лучшие. А
если возникают сложности, то я и мои коллеги – архитекторы, социологи,
политологи, специалисты по пространственному развитию – готовы всячески
помогать их преодолевать. Давайте работать вместе, и вне конкурса в том числе. Мы
хотим, чтобы Россия прирастала инициативами. Без этого не мыслимо развитие.