В Архангельске создали музей занимательной математики
Над проектом работали более 400 школьников и
студентов, рассказала ТАСС доцент кафедры экспериментальной математики и
информатизации образования САФУ Мария Павлова
Музей занимательной
математики открылся в среду в Северном Арктическом федеральном университете
(САФУ) в Архангельске. Как рассказала ТАСС руководитель проекта, доцент кафедры
экспериментальной математики и информатизации образования САФУ Мария Павлова,
над проектом работали более 400 школьников и студентов со своими
преподавателями, причем не только из Архангельской области, но и из других
регионов.
«Музей занимательной
математики открыт в рамках проекта «Сетевая образовательная площадка:
креативная математика от прототипа до объекта реального экспоната». Школьники -
авторы идеи и создатели прототипов, а проектные команды студентов с помощью
современных технологий: 3D-моделирования, печати, создавали экспонаты уже
натурные, реальные», - сказала Павлова, добавив, что в проекте участвовали 200
студентов и более 200 школьников, в том числе из других регионов. Она
рассказала, что участник из города Арсеньева (Приморский край), разработал «целых
три экспоната, и они замечательные».
Один из них представляет
розы Гвидо Гранди. Это плоские кривые, напоминающие изображение цветка.
Итальянский геометр Гвидо Гранди (1671-1742) создал кривые линии с правильными
плавными очертаниями, напоминающими цветы. Семейство этих кривых было названо семейством
роз Гвидо Гранди. Часть экспонатов показывают законы математики в живописи и
музыке. «Закономерности математические, роль золотого сечения в картинах. Или,
например, мы можем сыграть музыку числа пи», – показала собеседница агентства.
Сейчас в музее
представлено около 50 экспонатов: головоломки, которые визуализируют
алгебраические формулы, шарнирные движущиеся механизмы, игры, показывающие и
объясняющие законы математики. Собеседница рассказала, что еще одна участница –
воспитанница детского сада, которая занимается ментальной математикой, сделала
для музея абакус – счетную доску для арифметических вычислений. Такие доски
применялись для счета примерно с V века до нашей эры в древних культурах Китая,
Рима и Греции.
Пятиклассник
архангельской гимназии № 3 Артур Халяпин задался вопросом: что общего между
пчелиными сотами, гранатом, горой апельсинов на базаре? «Их объединяет гипотеза
немецкого математика Иоганна Кеплера. Она заключается в том, как самым
оптимальным способом сложить что-то, чтобы это занимало как можно меньше места»,
– объяснил он ТАСС свою инсталляцию, где соседствуют гранат, горка мандаринов и
пирамида из шаров. Гипотеза Кеплера была сформулирована в начале XVII века. Она
была, в частности, связана с реальной практической задачей о лучшем способе
упаковки пушечных ядер.
Еще один экспонат, сделанный по VR-технологии, занимает отдельную комнату. Это виртуальный японский сад камней, где их всего 15, но эти камни невозможно увидеть все одновременно, пятнадцатый всегда вне поля зрения.
Здесь же представлена
сакура с 800 цветками и дощечки сангаку. Это таблички с чертежами к
геометрическим теоремам и другим видам математических расчетов,
использовавшиеся в японской математике. Авторы табличек выставляли их в храмах,
в том числе как подношение богам. «Наши ребята реконструировали их с помощью
компьютерных технологий, провели серию экспериментов и разгадали, что же было
на этих древних дощечках, которые использовались в 1600-е годы», - пояснила
руководитель проекта.
Как отметила Павлова,
музей будет развиваться. В нем будут созданы кружки и мастер-классы, будет
действовать лекторий. В день открытия в музее прочитал лекцию заведующий
лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института
им. В. А. Стеклова РАН Николай Андреев.
Проект поддержан
Президентским фондом культурных инициатив, он реализуется благодаря совместному
участию АНО «Региональный центр социальных и технологических инноваций»,
Министерства образования Архангельской области, Интеллектуального центра -
научной библиотеки САФУ, Музея занимательных наук, Дома научной коллаборации,
Технопарка САФУ, Архангельского педагогического колледжа.
Все экспонаты музея разработаны проектными командами школьников и студентов под руководством педагогов-наставников, руководителей практик и мастеров производственного обучения.
По материалам ТАСС